Мир психологии для всех!
В период с 17 по 23 апреля в рамках проведения Недели психологии педагогом -психологом Станции юных техников Жуковой Н.В. был проведён ряд мероприятий, реализованных в самых разнообразных формах: интеллектуальные игры психологической тематики, акции, турниры по психологическим настольным играм, мероприятия по экспресс - диагностике состояний.
Яркие эмоции у учащихся объединений: «Судомоделироование», «Робототехника» и ИЗОстудии «Радуга» вызвало творческое задание под названием «Письмо самому себе в будущее», содержащее определённую информацию об окружающем мире, пожеланиях, напутствиях самому себе в будущее, о своих планах, которые они написали и запечатали в конверты, изготовленные своими руками.
И для педагогов, представилась возможность «окунуться» в мир психологи посредствомакции «Интервью с великими психологами», где они работали как устно, так и письменно с плакатной информацией, что способствовало расширению их знаний о науке психологии, развитию самопознания, способствовало личностному росту.
Неделя психологии получилась насыщенной, интересной, законченной, а самое главное, удалось вовлечь в проводимые мероприятия большое количество детей, родителей, педагогов. Огромное спасибо всем её участникам!
День психолога - праздник в рабочей атмосфере!
Психолог — очень важная и нужная миллионам людей профессия. Именно это специалист, который изучает поведение человека в различных ситуациях, занимается коррекцией его действий в жизни, на работе, в обществе, помогает преодолеть страхи, комплексы, разобраться в себе, своих поступках, выяснить первопричину тех или иных ошибочных решений. Все это нацелено на достижение гармонии в жизни человека. Иными словами, психологи – это «врачеватели душ». Именно эти специалисты призваны обеспечить психологическое сопровождение учащихся образовательных учреждений.
22 ноября 1994 года был организован учредительный съезд Российского психологического общества – крупнейшей в России научной организации психологов. Чтобы увековечить эту важную датус 2000 года стали отмечать День психолога.
Ежегодно в этот праздник проходят конференции, семинары, лекции, на которых поднимаются темы из рабочей практики, рассматриваются проблемы и достижения современной психологии. В этом году, на базе Дома детского творчеств, в праздничный день, прошло районное методическое объединение для педагогов-психологов, в ходе которого участники не только обменялись своим опытом работы, но и в практике отработали на себе некоторые приёмы и методы психологической помощи. И как любой праздник, не обошлось без торжественныхпоздравлений в кругу коллег и близких людей.
Неделя психологии -как добрая традиция.
Неделя психологии – это одна из эффективных форм работы для повышения психологического комфорта в учреждении, которая даёт возможность представить психологическую деятельность педагога-психолога в различных направлениях, погрузить в новую атмосферу, повысить как психологическую культуруобучающихся и педагогов, так и уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса.
В доме детского творчества зародилась добрая традиция посвящать одну неделю в учебном году - психологии. В этом году, в период с 17 по 21октября, «Неделя психологии» в нашем учреждении прошла под девизом:«Пусть наша жизнь будет интересной и яркой!».
В рамках "Недели психологии" проводились: игры, тренинги, психологические акции, выставки рисунков, часы психологии для детей и взрослых.
Не только весь коллектив Дома детского творчества был вовлечён в увлекательный процесс, проводимый в ходе "Недели психологии", но и коллектив Станции Юных техников, под руководством Гуреевой Г.В., которая и сама приняла активное участие в мероприятиях.
Особенно ярко запомнились ребятам, педагогам и родителям такие акции, как : «Дерево добра», где все желающие могли оставить добрые пожелания; «Осенние предсказания», целью которой было создать позитивный настой на весь день.
«Забор психологической разгрузки» тоже не оставил никого равнодушным. Все желающие на нём могли оставить своё мнение и пожелания о работе ОУ .
Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям- всё это отзывы о проведённой недели Психологии от ёё участников!
Психологическая готовность детей к школьному обучению. Формирование и методы её оценки.
Одаренные дети:
они воспитываются или рождаются?
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Проблема способностей – одна из самых актуальных проблем воспитания. Она волнует родителей и учителей. Перед государством, школой, родителями, стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родится, вырастить не только сознательным человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к каждому делу, иначе говоря – одаренным.
Ну откуда же взять столько талантливых и способных? А нельзя ли научиться воспитывать талант, либо он передается по наследству? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, необходимо дать определение и характеристику понятию «одаренности», каковы ее признаки. Начнем с самого понятия - одаренности.
На протяжении ста лет ученые пытаются ответить на вопрос: « Что такое одаренность?
Но до сих пор нет четкого определения одаренности. На основе анализа некоторых работ психологов можно определить наиболее полное понятие одаренности.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
В основе одаренности лежат способности. Поэтому можно сказать, что главным и основным составляющим понятием выступают способности, а их сочетание определяет одаренность.
Способности – это характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности. К общим способностям относят, прежде всего свойства ума, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Совокупность общих способностей определяет общую одаренность.
К специальным способностям относятся свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой - либо области деятельности. Соответственно они составляют специальную одаренность.
Многих родителей интересует вопрос: « Как же проявляется одаренность у ребенка?»
Выделяют несколько взаимосвязанных параметров, с помощью которых можно определить одаренность у ребенка. Первым показателем является познание, которое опережает развитие. Существуют «сенситивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любознательны.
Что касается сферы психоэмоционального развития, одной из черт таких детей является – сильно развитое чувство справедливости, которое проявляется рано. Личные системы ценностей очень широки. Дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и другим и живо откликаются на правду. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдений за характером его деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект характеризует способы его деятельности.
1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность
-быстрое понимание поставленной задачи и высокая успешность ее выполнения;
-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- для поведения одаренного ребенка характерно, главным образом – новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность, способность видеть предмет в системе разнообразных связей.
4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1) Повышенная изобразительная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям).
2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а так же готовности по собственной инициативы выходить за пределы исходных требований деятельности.
3) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
4) Высокая требовательность к результатам своего труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении.
Итак, мы обозначили понятие и признаки одаренности, вернемся к вопросу о причинах ее возникновения. Психологи признают, что человеческий мозг несет в себе огромную, неиспользуемую избыточность ресурсов и что одаренность – это не отклонение, не аномалия человеческого ума, а напротив, высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей.
О происхождении, о роли наследственности, среды и воспитания в развитии одаренности существуют две крайние точки зрения. Одна заключается в утверждении природной обусловленности одаренности. Среда и воспитание только условия, в которых проявляется то, что заложено в человеке природой. Другая крайность в подходе к одаренности – полное отрицание роли природных предпосылок, попытка доказать, что все люди одинаково способны к любым видам деятельности. Эта точка зрения фактически игнорирует индивидуальные различия между людьми.
Отечественная психология придерживается того, что способности не предопределены, не даны человеку природой в готовом виде. Но в то же время нельзя отрицать возможность особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой – либо деятельности.
Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками. Задатки могут только развиваться во взаимодействии с другими условиями, прежде всего с социальной средой. Индивидуальные внутренние условия развития, имеющие свои врожденные предпосылки, формируются под воздействием внешних условий, которые в свою очередь являются предпосылками одаренности.
Не подтвердилась гипотеза о существовании связи между отдельными анатомическими особенностями мозга и способностями. В обыденном сознании до сих пор сохранились представления, что якобы существует закономерная связь между величиной мозга и способностями человека. Оказалась несостоятельной гипотеза о зависимости задатков от размеров мозга, его массы. Выяснилось, что самый тяжелый мозг оказался у человека, не только ни чем не выдающегося, но просто умственно неполноценного. Большинство психологов, занимающихся изучением родословных выдающихся людей, приходили к выводу, что развитию способностей благоприятствуют условия жизни.
Итак, можно сказать, что одаренность формируется в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от индивидуальных особенностей человека, данных природой.
Очень важно вовремя заметить и поддержать ростки дарований, чтобы они не погибли, не ослабли. А для этого ранняя диагностика способностей и одаренности действительно необходима. Для развития способностей в образовательных учреждениях необходимо выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей.
В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей дошкольного возраста следует выделить систему дошкольных образовательных учреждений: детские сады общеразвивающего вида; Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников.
В нашем Центре развития ребенка- детском саду № 288 проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а так же с детьми, у которых есть трудности в обучении, в дополнение к реализации этих задач, объединяя усилия, специалисты нашего ДОУ, в лице: педагога – психолога, воспитателей, музыкальных работников, руководителя изобразительной деятельности - проводят специальную работу с детьми по сохранению и дальнейшему развитию их способностей. Также созданы развивающие группы для детей, имеющих предпосылки одаренности. В этих группах, дети, вместе с педагогом – психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности.
Программа для таких детей осуществляется в три этапа:
1.Диагностический – предполагающий раннюю диагностику способностей и одаренности детей. В
зависимости от поставленной цели, планируются конкретные психодиагностические процедуры, к
ним относятся: наблюдение за ребенком в процессе занятий, свободных игр, опрос взрослых,
тестирование, анализ работ ребенка.
Среди тестов на интеллект, используемых для обследования детей дошкольного возраста мы используем : интеллектуальный тест Слоссома, тест умственных способностей Отис–Леннона, высокоинформативные тесты для определения одаренности у дошкольников и младших школьников П. Торренса, тест отдаленных ассоциаций С. Медника, который основан на ассоциативной теории творческого процесса.
2.Развивающий этап предполагает:
- развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.
-треннинговые занятия, позволяющие творчески развивать зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные восприятия ребенка.
Важным дополнением в работе с детьми, имеющих предпосылки одаренности- является привлечение родителей. Организована совместная работа педагога – психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей, где используются домашние задания .
3.Заключительным этапом в нашей работе является выявление результативности развивающих занятий.
Ко всему выше сказанному, хотелось бы добавить, как бы мы ни рассматривали роль и вес
природно –обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения на развитие
личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.
«Творческая одаренность» - формирование и развитие.
Жукова Н.В. педагог-психолог первой категории.
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Проблема способностей – одна из самых актуальных проблем воспитания . Она волнует родителей и учителей. Перед государством, школой, родителями, стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к каждому делу.
Ну откуда же взять столько талантливых и способных? А нельзя ли научиться воспитывать «творчески одаренных» детей? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить определение и характеристику понятию «одаренности», как это понятие соотносится с понятием способности?
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
В основе одаренности лежат способности. Поэтому можно сказать, что главным и основным составляющим понятием выступают способности, а их сочетание определяет одаренность.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организаторскую.
- в познавательной деятельности (интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности.
- в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
- в коммуникативной деятельности- лидерскую одаренность.
- в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
Творческая одаренность не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, она характерна для любого вида труда. «Творческая одаренность» - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития. Ведь деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то ребенок выполняет задание только для того, чтобы его не ругали, деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Здесь не следует говорить об одаренности, поскольку одаренность предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.
То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате, новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. «Выход за пределы заданных требований» обеспечивает создание подлинного творческого продукта. В свою очередь, в основе творческой деятельности ребенка находится высокоразвитое творческое воображение.
Воображение- это психический, при котором создаются новые образы, путем переработки материала. В ходе творческого воображения, человек создает самостоятельно образы и идеи. Ребенок будет способен создать образ, если он кроме эстетической позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция предает определенную направленность.
Очень важно вовремя заметить и поддержать ранние проявления способностей ребенка, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию этих способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобразительной деятельности). А для этого ранняя диагностика способностей действительно необходима.
Результаты ежегодно проводимой в конце учебного года диагностики уровня развития воображения у детей средней группы по методике Дьяченко «Дорисовывание фигуры», анализируются педагогом – психологом и руководителем изостудии. Дети, продемонстрировавшие высокие результаты по развитию уровня воображения, по согласованию с родителями начинают постепенно приобщаться воспитателями групп к работе изостудии, работающей по проблеме «Развитие эмоционально-творческой личности дошкольника средствами интеграции искусств».
Велико значение дошкольного возраста и в развитии творческих способностей через изобразительную деятельность. Биографии многих художников ( И.К. Айвазовского, И.Е.Репина, В.И. Сурикова) свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес и заниматься изобразительной деятельностью. На эту особенность детской изобразительной деятельности, указывал психолог Г.С. Костюк, отмечая , что все дети сначала увлекаются этой деятельностью, однако у одних это увлечение сохраняется и в дальнейшем, у других спадает.
Для дальнейшего развития способностей детей необходимо проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию этих способностей.
Индивидуальная работа педагога-психолога с детьми, имеющими высокие показатели по развитию творческих способностей – необходимое звено в цепи педагогического процесса. В работе с такими детьми, педагог-психолог, помогает развивать творческие способности детей, тренировать их умения.
Данный вид работы реализуется через программу(«Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка» Е.А.Ничепорюк, Г.Д.Посевина.), которая содержит в себе решение трех основных задач:
- развитие творческого воображения;
- эмоциональное развитие мира детей. имеющих высокий, превосходящий возрастные нормы , уровень развития способностей.
Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.
Развитию творческого воображения так же способствует и творческое мышление. Совместимость всех этих трех сфер, на наш взгляд – способствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста.
Основными принципами развивающей программы при работе с такими детьми выступают:
1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей.
2. Принцип вовлечение детей в художественное творчество.
3. Принцип доступности содержания.
4. Принцип активности и самостоятельности ребенка.
5. Принцип ориентирования на ребенка средствами развивающих игр и упражнений.
Для более продуктивного результата в развитии творческих способностей детей,
необходима тесная взаимосвязь педагога-психолога не только с педагогическим коллективом, но и родителями таких детей. Она осуществляется следующими методами:
1. Организация совместной работы педагога -психолога, воспитателей и родителей с целью достижения положительного результата в развитии способностей:
• Ознакомление с программой;
• Групповая консультация.
2. Педагогом - психологом используются домашние задания для развития и закрепления особенностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи в выполнении домашних заданий.
3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей.
Проявление в детских рисунках эмоционального отношения к окружающему миру общение детей в процессе художественной деятельности
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, т.к. любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Концептуальное положение программы «Я - человек» - Знания о социальной действительности выполняют в процессе социализации личности триединую функцию:
- они должны нести информацию (информативность);
-вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциональность);
-побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).
Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства полностью отвечает этому принципу. И в третьей функции – побуждении к действию( т.е. в рисовании детьми собственных рисунков) отражается вторая , которая и дает нам информацию об отношении ребенка к окружающему миру.
При работе над этой темой возникло некое противоречие: рисование пейзажа (по представлению либо с натуры) – это все-таки репродуктивный рисунок, ребенок повторяет увиденное и уже существующее, а любое психологическое обследование методом рисования (проективное тестирование) предполагает действие , идущее без дополнительных внешних воздействий. Но выход нашелся в использовании авторской проективной методики исследования социальных эмоций ребенка О.А. Ореховой и проективного теста «Дом. Дерево. Человек.» Дж. Бука.
Цветовой тест позволяет произвести диагностику:
-степени дифференцированности, обобщенности эмоциональной сферы в области высших эмоций;
-шкалы духовных ценностей;
-деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей;
-предпочтений определенных видов деятельности (по сути тест является первой профессиограммой для детей дошкольного возраста);
-личностных отношений и вариантов личностного развития.
Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.
Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации ребенка. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта.
Цвет является средством передачи отношения к создаваемому образу. Выбор цвета дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.
Предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, коричневый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен больше на активные действия и игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.
Если ребенок предпочитает холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) – он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.
Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими угловатыми или «мохнатыми» линиями говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.
Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремиться к цельности и гармонии. Такие дети не переносят излишнюю категоричность, это приводит к развитию у них замкнутости.
Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрослыми. Возможно, он несколько рассеян.
Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и в учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.
Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мелочи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к устойчивому сосредоточению, имеет тягу к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок – у него развито обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связанными вещами. Это –фантазер со склонностями к литературе и искусствам.
Если, раскрашивая рисунок , ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка – пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.
Проективный тест «Дом. Дерево. Человек.» также дает возможность увидеть особенности сферы взаимоотношений с окружающим миром. Тест предполагает последующую беседу, но даже и без неё можно увидеть характерные для ребенка особенности отношений к окружающему миру. Как раз дерево символизирует то, как чувствует себя ребенок в окружающей действительности.
Дерево с круглой кроной (в виде замочной скважины) означает наличие враждебных импульсов (отказ от рисования кроны – враждебность по отношению к окружающему миру).
Ствол символизирует чувства ребенка, касающиеся его основных способностей, личностного потенциала (самооценка).
Ветви: поврежденные - символ травмирующего воздействия окружающей среды, их количество, размеры, степень гибкости указывают на адаптивность и ресурсы личности.
Внешние погодные условия – чувство и степень подверженности посторонним силам.
Взаимодействие детей в процессе изодеятельности дают возможность каждому реализовать свои притязания на признания, отстаивать собственную позицию. Это деятельность является полем для тренировки коммуникативных способностей, умения налаживать деловые контакты. Здесь дети учатся планировать и осуществлять свою деятельность (особенно в коллективных работах). Идет развитие эмпатии : дети, осознавая свои чувства и состояния учатся понимать чувства и ощущения других. И, наконец, - это творческая самореализация, которая ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка.. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого.
Поделиться с друзьями: